ua en ru

"Северный", "Южный", "Голубой": недопотоки "Газпрома" и украинский транзит

"Северный", "Южный", "Голубой": недопотоки "Газпрома" и украинский транзит
Автор: RBC.UA
Формальным поводом для закрытия столь нашумевшего на последние годы "Южного потока" стал отказ Болгарии разрешить прокладку газопровода на своей территории плюс противодействие российскому проекту со стороны Еврокомиссии. Теперь "Газпром" совместно с турецкой Botas Petroleum Pipeline Corp. объявили о подписании меморандума, в рамках которого планируют расширить поставки по газопроводу "Голубой поток". Как реализация этого проекта отразится на Украине и ее транзитных возможностях, в блиц-интервью РБК-Украина рассказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

Формальным поводом для закрытия столь нашумевшего на последние годы "Южного потока" стал отказ Болгарии разрешить прокладку газопровода на своей территории плюс противодействие российскому проекту со стороны Еврокомиссии. Теперь "Газпром" совместно с турецкой Botas Petroleum Pipeline Corp. объявили о подписании меморандума, в рамках которого планируют расширить поставки по газопроводу "Голубой поток". Как реализация этого проекта отразится на Украине и ее транзитных возможностях, в блиц-интервью РБК-Украина рассказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

РБК-Украина: Какие сегодня прогнозы по "Голубому потоку"?

Валентин Землянский: По "Голубому потоку" планируется, что, в случае реализации, это будут две нитки, способные перекачивать по 15 млрд куб. м газа в год, то есть, суммарно - до 30 млрд куб. м.

По "Южному потоку" прогнозы были на уровне 63 млрд куб. м в год - четыре ветки по 15 млрд куб. м с хвостиком каждая. Строиться, по словам (главы "Газпрома") Миллера, они должны были по схеме "1+2+1".

Также подвис вопрос с "Северным потоком": решение по газопроводу "Опал" до сих пор не принято Еврокомиссией. Соответственно, пока решение не принято, "Северный поток" работает на 50% - 27 млрд куб. м в год. Решение по "Опалу" все время переносится, поскольку оно находится в политической плоскости и не имеет ничего общего с экономикой. Его поддержат, если возникнут перебои с транзитом газа через Украину, как резервный вариант.

РБК-Украина: Как вы оцениваете состояние украинской ГТС?

Валентин Землянский: Она ничем не хуже и не лучше российской, только чуть помоложе. На выходе украинская ГТС может выдавать 140 млрд куб. м газа в год - безо всяческих модернизаций и прочего. В 2009 году она работала на уровне 135 млрд куб. м. Направление понятно - мы накрываем всю Европу: центр, юг и север.

Правительство сейчас хочет заняться изменением условий транзита газа через Украину, но без пересмотра договоров и с "Газпромом", и между ЕС и "Газпромом" сделать это будет достаточно сложно. Я понимаю, что основной тренд сейчас - это антироссийская риторика, но, если мы хотим реализовать проект газового хаба, нужно знать, что без российского ресурса это невозможно. Никто с запада на восток газ не потянет.

"Северный", "Южный", "Голубой": недопотоки "Газпрома" и украинский транзит

(Фото: ieport.ru)

РБК-Украина: Какова емкость рынка потребления газа в Евросоюзе?

Валентин Землянский: ЕС потребляет примерно около 500 млрд куб. м газа в год. Из них 25-30% газа обеспечивает "Газпром": в прошлом году им было поставлено в Европу примерно 112 млрд куб. м.

РБК-Украина: Какими могут быть в перспективе объемы поставок в Европу сжиженного газа, например, из Алжира, Катара?

Валентин Землянский: Да сколько угодно. Это вопрос цены. Если бы было интересно, то этот газ поставлялся бы на испанские терминалы, которые загружены только на 30%. Вопрос цены не раскрывается, но, судя по всему, цена "кусается" - по сравнению с трубопроводным газом. В противном случае они давно бы загрузили терминалы.

РБК-Украина: А американский газ?

Валентин Землянский: Это фантастика. США продолжают оставаться импортозависимой страной. Если посмотреть цифры - потребление порядка 770 млрд куб. м газа в год, из которых 70 млрд импортируются из Канады. В США не добывают газ даже чтобы выходить в ноль.

По экспорту у них были планы на 2016 год. Но, по крайней мере, два года назад все экспортные объемы были уже законтрактованы странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Возможно, что-то выделят для Украины, но объем, думаю, не будет превышать 1 млрд куб. м в год. Этот объем существенно не повлияет - при общем потреблении нашей страной импортного газа 30 млрд куб. м в год, даже если эта цифра снизится до 20-22 млрд куб. м.

РБК-Украина: Влияние фактора Норвегии?

Валентин Землянский: На нас этот фактор точно никак не влияет, потому что все поставки реверсного газа, который закупается, скажем, в той же Норвегии, или мог бы закупать в Катаре или Алжире, все равно будет идти по принципу замещения. Так работает европейская ГТС. А когда говорят о сверхкалорийности норвежского газа - это не более, чем PR-ход.

РБК-Украина: Но в ЕС работают программы по замещению углеводородов.

Валентин Землянский: Они движутся в направлении "зеленой энергетики". Но в ближайшие годы заменить традиционные источники энергии альтернативными нереально. Есть программа "20-20-20" (к 2020 году уровень выбросов углекислого газа в атмосферу должен сократиться на 20%, по сравнению с 1999 годом, доля энергии из возобновляемых источников в общей структуре энергопотребления - вырасти до 20%, а общие энергозатраты - сократиться на 20%), но отсутствие солнца или ветра все равно должно быть компенсировано традиционными мощностями.

РБК-Украина: Как может разрешиться текущий конфликт между - созданием трехстороннего консорциума по управлению нашей ГТС, заключением контрактов между европейскими потребителями "Газпромом", условно, на восточной границе Украины?

Валентин Землянский: Нужно изменить всю нормативно-правовую базу. А вопрос модернизации ГТС напрямую зависит от объемов транзита. Понятно, что труба никогда сухой не останется. Но если прокачивать минимальные объемы газа, то такая ГТС не будет привлекательна для европейцев с точки зрения инвестирования.

В любом проекте, кроме политики, нужно видеть экономику. Россия может себе позволить геополитические проекты в энергетике. Украина, к сожалению, себе позволить такие проекты не может, поэтому в каждом конкретном случае необходимо считать экономику.

Беседовал Валерий Иванов