ua en ru

Газодобывающие компании назвали причины, из-за которых повышение платы за пользование недрами приведет отрасль к кризису

Принятие правительственного законопроекта №4309а, которым предусматривается повышение платы за использование недр для добытчиков энергоресурсов приведет к очень тяжелым последствиям, среди которых - стагнация отрасли, остановка разведки и разработки новых месторождений, а также сворачивание международных программ. Об этом говорится в открытом письме на имя премьер-министра Украины Арсения Яценюка, председателя комитета Рады по вопросам ТЭК Николая Мартыненко и председателя комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, который подписали СП "Полтавская газонефтяная компания" (Полтава), ГК "Гео-Альянс" (Киев), ООО "Смарт-Энерджи", ООО "Куб-Газ" (Луганск), ООО "Тиса-газ" (Ужгород), ЧАО "Нафтогазвидобування" (Киев), а также "Эско-Север", "Пари" и Первая Украинская газонефтяная компания, входящие в Burisma Holding.

"Мы понимаем, что цель законопроекта - совершенствование норм Налогового кодекса, увеличение поступлений в бюджет и среди прочего - обеспечение справедливости в налогообложении проектов по добыче нефти и газа... Однако, детально проанализировав текст законопроекта, мы пришли к выводу, что методами и действиями, предложенными законопроектом, будет невозможно достичь поставленной цели. Вместо этого законопроект может привести к резкому увеличению налоговой нагрузки на частные газодобывающие компании, существенному снижению рентабельности проектов в целом (вплоть до закрытия из-за неприбыльности) и общему снижению привлекательности украинского рынка для иностранных инвесторов", - отмечается в письме.

Так, утверждают операторы рынка, во-первых, рентабельность проектов частных газодобывающих компаний является невысокой.

"Украинская нефтегазовая индустрия характеризуется сложной геологией, невысокой разведанностью большинства месторождений, необходимостью проводить сложные уточняющие сейсмические исследования. В частности, по оценкам экспертов, около 60% остаточных запасов традиционного газа находятся на глубине более 5 км. Таким образом, началу добычи углеводородов частными компаниями предшествуют высокие риски бурения, повышенная вероятность бурения "сухих" скважин, необходимость значительных инвестиций в сейсмические исследования", - сказано в обращении на имя премьер-министра и председателей профильных комитетов Рады.

Авторы письма уверяют, что себестоимость добычи газа частными компаниями является различной для разных компаний и месторождений, однако, в любом случае, она значительно превышает затраты государственных компаний (эксплуатирующих месторождения, разведанные еще в советские времена), в частности из-за необходимости проведения работ по геологическим исследованиям и разведке, привлечения современных методов разработки и стимулирования разработки месторождений.

"Поэтому, любые расчеты себестоимости добычи газа ПАО "Укргаздобыча" НАК "Нафтогаз Украины" на основе финансовых показателей государственных компаний (на уровне 230-240 грн) нельзя применять для определения рентабельности проектов частных добывающих компаний, себестоимость которых существенно больше", - подчеркивается в обращении.

Соответственно и доходность таких частных проектов нельзя рассчитывать по данным государственных компаний. "Учитывая затраты на разведку и среднеотраслевые показатели вероятности успешного бурения (на этапе разведки - 15-30%, на этапе разработки с учетом технологических рисков - около 50%) никаких чрезвычайных сверхприбылей (700-1500%) частные компании не получают, а поэтому повышение ставки платы за пользование недрами до 70% и ликвидация дифференцированных ставок для добычи из залежей глубже 5 км приведет к нерентабельности деятельности по разведке и разработке нефтегазовых месторождений", - подчеркивается в письме.

Во-вторых, уверены частные операторы рынка добычи газа, принятие законопроекта приведет к беспрецедентному уровню налогообложения отрасли в сравнении со странами Европы. "Ни одна страна в Европе, являющаяся главным импортером газа, как и Украина, не имеет такой высокой ставки налога на добычу газа, как предлагается законопроектом (70%). Ставки налогов на добычу углеводородов в таких странах не превышают 20%", - объясняют предприниматели, напоминая, что одним из направлений деятельности правительства, наряду с сокращением потребления и диверсификацией источников поступления газа должно быть увеличение объемов добычи собственного газа.

В-третьих, нефтегазовая отрасль требует постоянных инвестиционных вложений, осуществляемых благодаря реинвестиции прибыли частных предприятий. "Ощутимый прирост добычи углеводородов в Украине возможен только при значительном росте капитальных инвестиций и, по некоторым оценкам, частный сектор нуждается ежегодно как минимум в 300-500 млн долл. только для поддержания нынешнего уровня добычи. Увеличение налоговой нагрузки и вымывание капитала из сектора непременно приведет к остановке деятельности частных компаний и невозможности поддерживать такой значительный (ре)инвестиционный поток", - сказано в обращении.

В четвертых, увеличение налоговой нагрузки приведет к стагнации отрасли в целом, остановке принятых программ разведки родовых и невозможности разработки новых проектов. "Нефтегазовая отрасль нуждается в планировании экономики проекта и стабильности инвестиций в течение долгосрочного периода. Любое изменение налоговой нагрузки (в сторону увеличения) фундаментально подрывает инвестиционную привлекательность дальнейшей разработки месторождений углеводородов в Украине из-за непредсказуемости экономического обоснования добычи и расчета сроков возврата инвестиций. Из-за фактического отсутствия прибыли частные газодобывающие компании не смогут финансировать развитие и разработку месторождений, бурение новых скважин и проведение дополнительных исследований. Это неизбежно приведет к остановке развития отрасли в целом", - особо отмечают операторы рынка добычи газа и нефти.

Стагнация отрасли, возникающая из-за увеличения налоговой нагрузки, приведет не к увеличению поступлений в бюджет, а их сокращению.

"Увеличение ставки ресурсных платежей лишь незначительно и краткосрочно увеличит поступления в бюджет, поскольку нововведение повлияет только на частные компании, на которые приходится лишь 11% добытого газа. В долгосрочной перспективе это приведет к упадку отрасли в целом и потерям бюджета в будущем, в том числе - из-за роста потребления импортных газа и нефтепродуктов", - пояснили специалисты пятую причину негативности правительственного законопроекта №4309а.

Все это, в-шестых, приведет к сворачиванию проектов международных инвесторов на отечественном рынке добычи энергоресурсов. "Последние пять лет в Украине существует стабильный тренд привлечения значительных инвестиций именно в нефтегазовую индустрию. Именно инвестиции частных компаний обеспечивали прирост добычи газа в стране. Среднегодовой темп роста добычи газа государственными компаниями с 2010 г. составил -4,4%, в то же самое время для частных компаний он составил +21,8... Поэтому любое изменение налогового законодательства и увеличение налоговых платежей может привести к сворачиванию таких инвестиционных проектов и выходу международных инвесторов с украинского рынка в пользу других, более привлекательных соседних юрисдикций (Польша, Румыния, Турция), которые конкурируют с Украиной за развитие их собственных нефтегазодобывающих отраслей, если сравнить их фискальные и налоговые условия (вышеупомянутые страны предоставляют льготные условия для стимулирования развития собственной добычи) и системы стимулирования добычи углеводородов с украинскими", - резюмируется в письме частных добывающих компаний к главе правительства и руководителям профильных комитетов Верховной Рады.

Напомним, правительственным законопроектом №4309а предлагается, в частности, увеличить ставку платы за добычу газа для нужд населения до 70% - независимо от глубины добычи (сейчас 28% на добычу газа с глубины до 5 км и 15% - глубже 5 км). Также правительство предлагает установить ставки платы на уровне 5 261 грн/т для нефти и 2 160 грн/т для газового конденсата вместо нынешних процентных ставок (18%, 39% и 42%) - независимо от глубины месторождения.