ua en ru

Пять заблуждений правительства о последствиях повышения ренты на газодобычу

Автор: RBC.UA
Изменение ставок ренты за недропользование может обернуться стагнацией частной газодобычи в Украине

Светлана Мироненко

Изменение ставок ренты за недропользование может обернуться стагнацией частной газодобычи в Украине.

На прошлой неделе были презентованы новые налоговые правила для бизнеса. По задумке Минфина, нововведения должны уменьшить нагрузку на малых и средних предпринимателей. При этом крупный бизнес уже с нового года может получить ряд серьезных нововведений, среди них существенное увеличение ставок оплаты ренты за недропользование. Их уровень правительство хочет закрепить на постоянной основе. В чем заключаются ключевые заблуждения Минфина и как они могут повлиять на газодобывающую отрасль.

Первое: Инвесторы не уйдут из Украины, а увеличение фискальной нагрузки не скажется на добыче газа

По итогам двух месяцев НАК "Нафтогаз Украины" уже заявила о негативных последствиях для отрасли от роста ренты на добычу природного газа. Кроме того, о сворачивании инвестиционных программ сообщили несколько крупных частных газодобывающих компаний. Британская компания с активами в Украине JKX Oil & Gas оценила убытки от увеличения налогообложения добычи углеводородов в Украине в 10 млн долл., что составляет почти четверть бюджета программы капитальных вложений на 2014 г. в Украине. В результате было принято решение сократить капинвестиции на эту же сумму. Сократить инвестиции в развитие решили и в "Смарт-Холдинге" (владеют нефтегазодобывающей компанией Regal Petroleum). Налоговая нагрузка возросла в среднем в 2,5 раза, что негативно сказывается на объемах свободного денежного ресурса и уже привело к пересмотру инвестиционных программ на текущий год. По программе бурения, например, компания снизила инвестиции с планируемых 50-60 млн долл. до 10 млн долл. Причем это тот необходимый минимум, который требуется для сохранения существующего уровня добычи. О наращивании объемов добычи газа, в котором так нуждается сегодня Украина, речи пока не идет. И если правительство не передумает и продлит ренту на постоянной основе, количество инвестиций в газодобычу может сокращаться и далее.

Второе: два года достаточно для окупаемости

Получению тысячи кубометров газа предшествует сложный и рискованный процесс, включающий сейсмические работы, интерпретацию геологических данных, бурение разведочных скважин, из которых часть оказывается непродуктивными. Вероятность получения промышленной продукции оценивается в 25-30% или, другими словами, только одна из 3-4 скважин будет продуктивной. К примеру, одна газодобывающая компания, которая не хочет называть своего имени, добывает более 200 млн куб. м газа. Суммарно с 2005 г. по 2013 г. компания инвестировала в разведку и добычу нефти и газа $913 млн, а получила чистой прибыли лишь 428 млн долл., что на 485 млн долл. меньше вложенных средств. При этом маржа EBITDA составляла 37%. Теоретически, на некоторых скважинах себестоимость газа может быть действительно на уровне средней цифр государственной "Укргаздобычи" - 243 грн за 1 тыс. куб. м по данным Минфина, но это скорее исключение из правил. Себестоимость очень отличается для разных компаний и зависит от геологии месторождения, глубины, успешности разведки, дебита скважины, качественного состава углеводородов. При этом в себестоимость могут не включать затраты на неудачно пробуренные скважины, стоимость каждой из них оценочно составляет до 10 млн долл.

Третье: бюджет выиграет от повышения ренты на недропользование

Введение повышенной ставки ренты должно было в краткие сроки повысить поступления в государственный бюджет. Однако, в среднесрочной и долгосрочной перспективе повышение налоговой нагрузки приведет к необратимому процессу сокращения производства. И как результат - падению поступлений в государственную казну. Каждые 100 млн куб. м добытого газа независимыми компаниями, по оценкам специалистов, приносят около 300 млн грн доходов в госбюджет в виде различных налогов. В следующем году газодобывающие компании планировали нарастить объемы добычи на 500-600 млн куб. м, в случае реализации заявленных инвестиционных программ. А это около 1,5 млрд грн дополнительных налогов в год, которые бюджет не получит в 2015 г. Налоговые поступления еще больше сократятся, если иностранные инвесторы примут решение покинуть Украину. По итогам июльских изменений в Налоговый кодекс наша страна получила самую высокую рентную ставку на добычу природного газа среди государств Центральной и Восточной Европе. Для сравнения, ставка ренты в Польше составляет 2%, в Хорватии - 10%, а в Румынии - 3,5-28,3%, при примерно аналогичной ставке подоходного налога.

Четвертое: доля частных газодобытчиков в газовом балансе страны является незначительной

Добыча природного газа компанией НАК "Нафтогаз Украины" стагнирует на протяжении последних 25 лет. После локального пика в 19,4 млрд куб. м, который был достигнут в 2009 г., годовая добыча газа "Нафтогазом" упала на 4% до 18,7 млрд куб. м в 2013 г.. Показатели геологоразведочного и эксплуатационного бурения указывают на то, что в ближайшие годы не стоит рассчитывать на рост показателей добычи газа. Основным двигателем роста добычи природного газа в Украине в последние годы выступают именно частные независимые компании - в 2013 г. они обеспечили 14% общей добычи газа в Украине, а рост по сравнению с 2012 г. составил 22%. Стабильно высокие цены на газ на внутреннем рынке позволяют независимым газодобытчикам инвестировать в разведку и бурение, тем самым повышая эффективность существующих скважин и обеспечивая стабильный рост объемов добычи, которые к 2019 г. могут составить 7,5 млрд куб. м. Но эти инвестиции напрямую зависят от уровня доходности газодобывающего бизнеса, и рассчитаны исходя из рентной ставки в 18 и 28%. Поднятие ренты до 55% ставит под угрозу планы по наращиванию объемов добычи.

Пятое: правительство обеспечит газодобытчикам стабильное развитие

Изменения в налоговое законодательство должны вноситься за полгода до введения его в действие. То есть, уже в середине лета, когда принимались нормы по увеличению ренты, нужно было понимать, какими они будут в следующем году. Сейчас же Минфин предлагает законопроект, который только будет рассматриваться, и закрепит летние нормы на постоянной основе. То есть, практически за неполные три месяца до начала года газовые компании пока что не знают, по каким правилам будут работать в будущем году. Соответственно, они не могут принять финансовый и производственный планы на первый квартал. Даже в случае стабилизации ситуации в стране, новые вложения в газодобычу начнутся не раньше второго квартала будущего года.